ПРАВА ДЕТЕЙ – ПОД ЗАЩИТОЙ

02 СЕНТЯБРЯ 2016

ПРАВА ДЕТЕЙ – ПОД ЗАЩИТОЙ

В Липецкой области принято более 200 законов, направленных на обеспечение благополучия семей и детей. Одним из них пять лет назад был введен в регионе институт Уполномоченного по правам ребенка. Что стало основанием для создания новой структуры и насколько эффективно работают остальные службы, чьей заботой остается повышение качества жизни юных липчан, защита их прав, а также всестороннее и гармоничное развитие? 
На этот и другие вопросы обозревателя «Липецкой газеты» ответил председатель областного Совета депутатов Павел Путилин.
— Павел Иванович, не секрет, что у института детского омбудсмена были не только союзники, но и противники, утверждавшие, будто новая служба станет дублировать функции уже существующих. Они были не правы?
— Почему же, отчасти правы. Не случайно созданию института Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области предшествовало так много споров. И отнюдь не беспочвенных. Во всяком случае, у нас уже была и есть отлаженная государственная система поддержки детей, их интересов и прав. Имею в виду образование, здравоохранение, учреждения социальной защиты населения, опеки и попечительства. Кроме того, эффективно работали и работают комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, прокуратура. Но у каждой из этих организаций свое поле деятельности, своя сфера ответственности и контроля. Вот почему и потребовалась организация, которая могла бы оценивать ситуацию в целом, стала бы инстанцией, способной исправить недоработки и ошибки всех остальных служб.
— Каковы же результаты?
— Убежден, что в области появился дополнительный и надежный механизм, позволяющий обеспечить независимую защиту прав ребенка. Только вдумайтесь в цифры. За пять лет детским омбудсменом рассмотрено более трех тысяч обращений. Вопросы были самыми разными: от неуплаты алиментов до проблем приобретения российского гражданства. Большинство из них удалось решить. В этом, собственно, и состоит смысл работы и властей в целом, и детского омбудсмена, который, кстати, довольно активно проявил себя и в законо­творческой сфере. По инициативе Уполномоченного по правам ребенка были внесены изменения в областной Закон «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья». Благодаря поправкам несовершеннолетние дети получили право собственности на долю в жилом помещении при предоставлении их родителям выплат на приобретение или строительство домов и квартир. Бесспорно, это значительно повысило социальную защищенность несовершеннолетних детей, особенно в случае развода родителей. Также по рекомендации детского омбудсмена в 2016 году в нашем регионе установлена ежемесячная выплата в размере 7260 рублей детям, чьи родители неизвестны.
— Социологи говорят сегодня о распаде института семьи, о том, что некоторые мамы могут считаться мамами лишь формально. Фактически же подростки предоставлены сами себе со всеми вытекающими последствиями. Как быть? И, что еще сложнее, как помочь детям, живущим с пьющими, нигде не работающими родителями?
— Это действительно больная проблема. Вот почему еще девять лет назад был принят региональный закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он оказался работоспособным, о чем свидетельствует и статистика. В области в четыре раза сократилось число дел, рассматривавшихся судами в отношении несовершеннолетних. Количество преступлений, совершенных повторно уже судимыми подростками, уменьшилось в 7,7 раза. С 2008 по 2015 год количество отцов и матерей, лишенных родительских прав, сократилось более чем в два раза. И это вовсе не результат излишнего судейского гуманизма. Ситуация действительно меняется к лучшему. Хотя, конечно, хотелось бы большего.



— В свое время Липецкий облсовет ввел так называемый «комендантский час», ограничив пребывание подростков на улице в вечернее время. Насколько помню, некоторые правозащитники расценили такой шаг как наступление на права ребенка…
— Введением этих ограничений мы, наоборот, защитили самих подростков. Благодаря тому, что детей на ночных улицах стало намного меньше, вдвое сократилось количество преступлений в отношении самих несовершеннолетних. Вот почему впоследствии липецкий опыт был полностью позаимствован федеральным законодательством и рекомендован другим регионам.
— Как известно, большинство преступлений совершаются молодыми людьми в состоянии опьянения.
— К сожалению, это факт. Именно поэтому облсовет предпринимал и предпринимает дополнительные меры, чтобы оградить подростков от алкоголя и наркотиков. Что уже сделано? В 2012 году в области принят закон о регулировании оборота алкогольной продукции. В частности, введены региональные нормы, жестко регулирующие время, место и условия розничной продажи алкогольной продукции. Другим законом о профилактике немедицинского потреб­ления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, принятым в начале марта 2014 года, был установлен запрет на так называемые спайсы, или дизайнерские наркотики. При этом хочу особо подчеркнуть, что липецкие депутаты стали первопроходцами. Только спустя год, в феврале 2015-го, дизайнерские наркотики были признаны потенциально опасными на федеральном уровне. К этому можно добавить, что одними из первых в стране мы обратили внимание и на многочисленные кажущиеся «безобидными» безалкогольные тонизирующие напитки. Прислушавшись к мнению специалистов, утверждающих, что любители так называемых «энергетиков» часто страдают психическими расстройствами, депрессией, становятся раздражительными и агрессивными, липецкие депутаты запретили продажу этих напитков молодым людям, не достигшим 18 лет.
— Говорят, запретный плод сладок…
— Никто и не делает ставку на запреты. Главное — помочь молодым людям пересмотреть навязанную им назойливой рекламой систему ценностей, нравственные ориентиры. Есть уже и результаты. Значительная часть наиболее продвинутых, креативных молодых людей выбирает здоровый образ жизни. Модными становятся спорт и туризм. Посмотрите, сколько молодых позитивно настроенных парней и девушек приняли вместе с нами участие в недавнем областном велопробеге.
— В теленовостях в последнее время довольно часто мелькают сцены семейного насилия, когда родители за малейшую провинность сурово наказывают, а если называть вещи своими именами, просто избивают детей. Откуда такая жестокость? 
— К сожалению, вынужден сказать не самую приятную вещь. Боюсь, что виноваты в этом все мы. Имею в виду общество, которому не хватает сочувствия, сострадания, желания помочь ближнему. Мы перестали обращать внимание на то, чем и как живут люди по соседству. И отсюда трагедии, подобные нашумевшей задонской, когда жертвой в многодетной приемной семье стала пятилетняя девочка. Эта история вызвала массу вопросов. И главный — неужели никто не заметил неблагополучия? Почему механизмы раннего выявления проблемных семей в очередной раз не сработали? Все это и стало в апреле темой заседания Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов. В итоге мы выступили с законодательной инициативой, предложив Госдуме ввести в Уголовный кодекс РФ понятие «жестокое обращение с несовершеннолетним». Коллегами из Совета Федерации наша инициатива поддержана. Хотя, должен отметить, предстоит сделать еще очень многое.
— Семейные психологи предупреждают, что законодательные инициативы такого рода небезобидны, что и у нас невинный мамин шлепок может стать основанием для препро­вождения младенца из дома семейного в дом детский. Как это, кстати, и происходит сегодня во многих странах Европы. 
— Не стоит бросаться в крайности. В Липецкой области сегодня нет детских домов. Дети-сироты, в том числе и дети-инвалиды, воспитываются в приемных семьях, количество которых увеличилось в полтора раза. И это опять же результат той работы, которую вели депутаты все последние годы. Мы отдавали себе отчет в том, что в обществе немало гуманных, готовых воспитывать приемных детей семей. Но понимали и ответственность, которую брала каждая такая семья. Поэтому мы осознавали, что не вправе оставлять потенциальные приемные семьи один на один со своими проблемами. Вот почему за последние пять лет был принят целый ряд принципиально новых мер социальной поддержки таких семей. Это в том числе и выплаты на содержание усыновленных детей. В частности, желающим взять на воспитание ребенка старшего возраста или ребенка-инвалида выплачивается 50 тысяч рублей. В 2015 году такие выплаты получили 200 семей. Могу добавить, что адекватные меры поддержки действуют лишь в некоторых регионах России. Кроме того, в области существенно улучшились жилищные условия приемных и опекунских семей. И все это — результат наших совместных усилий: органов власти, опеки и попечительства, Уполномоченного по правам ребенка и многих других социальных организаций.
 
 

Назад



нет комментариев

Добавить комментарий




captcha

Включить версию для bbbbbbbbbbслабовидящих